© "Парламентская газета", 24.01.2006
Вернём зарплату в конверты?
Андрей Морошкин
Единственное, по сути, революционное завоевание в российской экономике - единая
ставка налога 13% - может быть похоронено в результате одной, в общем-то рядовой
финансовой проверки.
Член Совета Федерации и совладелец ОАО "Нортгаз" Фархад Ахмедов направил
председателю Счётной палаты Сергею Степашину официальное письмо с просьбой дать
правовую оценку действиям аудиторов, проводивших финансовую проверку
газодобывающей компании. Аналогичное письмо, но уже генпрокурору Владимиру
Устинову направил председатель Комитета СФ по правовым и судебным вопросам
Станислав Вавилов.
Счетная палата заинтересовалась "Нортгазом" в конце сентября - сразу после того,
как компания была реприватизирована и контрольный пакет ее акций отошел к
"Газпрому".
Главной "находкой" аудиторов стала зарплата бывшего владельца "Нортгаза" Фархада
Ахмедова. Проверяющие установили, что в 2004 году Ахмедов получил более 40 млн.
долларов, и сообщили об этом в СМИ. По мнению аудитора Счетной палаты Владимира
Панскова, столь высокий оклад президента компании являлся формой занижения
налогооблагаемой базы, в результате чего бюджет получил лишь причитающиеся ему
по закону 15,5% (13% подоходный налог + порядка 2,5% налоги с фонда оплаты
труда), а не, скажем, 24, если бы эти деньги выплачивались как дивиденды. В
принципе как гипотеза эта версия имеет право на жизнь, но ровно такое же право
имеет тот вариант, что создатель и владелец "Нортгаза" действительно получал эти
деньги, поскольку налоги с них честно уплачены, а сам Ахмедов занимает вполне
обоснованное место в списке самых богатых людей России, составляемом журналом
Forbes. А если так, то имел ли право Пансков разглашать коммерческую тайну?
"Нортгаз" до 2005 года был на 100% частной компанией, не использовавшей ни
копейки государственных средств и располагавшей законным правом устанавливать
какие угодно зарплаты своим сотрудникам. Более того, если говорить о полюсах
российской экономики в начале XXI века, то лучшего примера, чем государство и
"Нортгаз" не найти. "Нортгаз", во главе которого продолжительное время был его
главный инвестор Фархад Ахмедов, стал одним из самых успешных частных российских
предприятий нефтегазового профиля. В 2000 году на Северо-Уренгойском
месторождении, принадлежащем компании, пробурили первую скважину, а уже через
три года вышли на проектную мощность. Построили дороги, мосты, вахтовый поселок,
ЛЭП. Северо-Уренгойское месторождение было разработано в три раза дешевле
аналогов. Реализация проекта дала стране 5 млрд. куб. м газа, 1 млн. тонн
конденсата и регулярные налоговые отчисления в размере порядка 1,5 млрд. рублей
в год. Однако вклад Ахмедова в развитие российского ТЭКа аудиторов почему-то не
заинтересовал.
Более того, минувшим летом "Нортгаз" бесплатно передал "Газпрому" 51% акций
(кстати, в соглашении с "Газпромом" все выплаты Ахмедову заявлены, впрочем, так
же, как и в финансовой отчетности "Нортгаза", находящейся в открытом доступе).
На фоне такого подарка государству (капитализация "Нортгаза" на тот момент
приблизилась к 2 млрд. долларов) претензии Владимира Панскова выглядят особенно
странно и привели к возникновению целого ряда вопросов юридического характера,
направленных непосредственно к нему самому. Помимо весьма условной моральной
оценки действий Панскова существует вполне конкретная статья закона, которая так
и называется: "Налоговая тайна" (ст. 102 Налогового кодекса РФ). Эта статья
говорит о недопустимости разглашения результатов финансовых проверок, за
исключением тех случаев, когда на это получено согласие налогоплательщика. И,
кстати, за раскрытие налоговой тайны предусмотрена уголовная ответственность -
статьей 183 УК РФ.
Считать чужие деньги - занятие неблагодарное, но чертовски приятное. А еще
неплохо бы разобраться в самом предмете производства, чтобы не забавлять
газовиков своими выводами. Например, аудитор Пансков уверяет, что "Нортгаз"
маловато платил налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а для примера
приводит компанию "Новатэк", у которой ставка этого налога получилась более
высокой. А вот то, что у "Новатэка" есть свой завод по переработке газового
конденсата, тогда как "Нортгаз" возит сырье за 600 километров, Пансков во
внимание не берет. И разницы между стабильным и нестабильным конденсатом не
видит.
И то, что зарплаты в "Нортгазе" всегда были высокими и "белыми", его как
государственного чиновника почему-то не радует, а тревожит. В итоге аудитор
делает вывод: надо вернуться к прогрессивной шкале налога. Единственное, по
сути, революционное завоевание в российской экономике - единая ставка налога 13%
- может быть похоронено в результате одной, в общем-то рядовой финансовой
проверки. И тогда мы все снова начнем прятать свои зарплаты в конверты.
Вот такой частный в общем-то случай.